Психологическая деятельностьПсихологическая деятельность в МБДОУ «Детский сад №3 с.Центарой Курчалоевского района» Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы. Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста. Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение. Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку. Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.) Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе. Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях. Задачи · Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования; · Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ · Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана · Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации; · Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития · Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации; · Оказание консультативной помощи родителям и педагогам · Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса: 1. Оказание психологической помощи детям: · Психологическая диагностика · Развивающая работа · Психологическое сопровождение ребенка 2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей: · Консультирование по проблемам развития · Информирование по итогам психологической диагностики и развивающей работы · Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей 3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников: · Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития; · Психологическое просвещение · Взаимодействие с другими специалистами 4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам
Развивающая работа психолога в ДОУ
Адресатом психологической помощи является ребенок. Психологическая помощь организуется: · по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей; · на основании результатов психологической диагностики; · на основании рекомендаций ПМПК. Развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы. Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности. В работе с "нормативными" детьми используются программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам развития (коррекции). Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования. Основные методы коррекционно – развивающих воздействий: · Игровая терапия · Куклотерапия · Песочная терапия · Психогимнастика · Релаксационные упражнения · Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности · Упражнения для развития познавательных процессов
|